Версия для слабовидящих
А
А
К обычной версии
Ru En Cn
Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
Фотогалерея
Виртуальный тур
Где находится
Адрес:Белинский район, с. Лермонтово
Телефон:(8415-3) 3-56-01
Email:muslerm@sura.ru

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения.

Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. «Кругом родные все места»,— так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы.

Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной).

В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник «Тарханы». В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» имеет три экспозиционных комплекса.

В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба, дом ключника, теплица, дом мельника и мельница, конюшня и здание музейно-просветительского центра, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.

Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.

Третий комплекс — имение «милой тетеньки» М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан.

Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту: картина работы М.Ю. Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони», его рисунки, фарфоровая чернильница, бронзовая печатка, походная шкатулка, портсигар, трубка, альбом, фамильная икона Столыпиных, парадные носовые платки матери и бабушки, кресла, комод из барского дома и т.д.

В «Тарханах» собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).

«Тарханы» — богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.

Одновременно «Тарханы» - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи...

С момента открытия музей стал крупнейшим в стране научно-исследовательским и просветительским центром лермонтоведения; в музее проводятся научные конференции, материалы которых, а также изыскания сотрудников музея, публикуются в научном сборнике.

В музее постоянно совершенствуются формы работы с посетителями: театрализованные экскурсии, литературно-музыкальные вечера, фольклорные праздники, викторины, день последнего звонка и день знаний, последний урок литературы для выпускников, театрализованное представление «Минувших дней очарованье» с элементами бала лермонтовского времени... Сейчас «Тарханы» заняты возрождением местных промыслов: ткачества, лозоплетения, гончарного искусства, вязания.

С 1971 в «Тарханах» проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.

БАРСКИЙ ДОМ

«Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской...» - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах.

Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой.

В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века.

Среди меморий тарханского дома парадные носовые платки матери поэта и его бабушки, икона XVII века «Спас нерукотворный», туалетный стол, принадлежавший М.М. Лермонтовой, рисунки М.Ю. Лермонтова карандашом, одна из самых больших работ Лермонтова-художника «Кавказский вид близ селения Сиони», а также личные вещи поэта: трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана - вещи изящные, удобные и прочные. В «Тарханах» экспонируется принадлежавший Лермонтову экземпляр 3 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», изданный в 1827 году.

Бытовая обстановка, воссозданная в барском доме, позволяет оценить роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Именно жизнь в Тарханах дала будущему великому поэту ощущение свободы, единения с природой, ощущение причастности к традициям предков.

В этом доме Лермонтов пережил смерть матери и разлуку с отцом, впервые приобщился к основам наук, впервые взял в руки карандаш и впервые прикоснулся к клавишам рояля. В этот дом приезжал он в отпуск зимой 1836 года. И всегда в «... Тарханах все ходило вокруг и около Мишеньки».

Поэтому не случайно, размышляя о жизни и смерти, М.Ю. Лермонтов мечтал быть похороненным в Тарханах.

ЦЕРКОВЬ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Время пощадило памятник: он сохранил свою архитектуру. Небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е.А. Арсеньевой в память дочери Марии Михайловны. 

С 1826 по 1840 гг. церковь выполняла функции приходской. Здесь постоянно ребенком бывал Лермонтов. А 31 декабря 1835 г. в церкви служили хвалебный молебен в честь приезда Лермонтова в Тарханы. Внутри церковь не была расписана. Действующей была до 1925 года.

Сегодня внутреннее убранство церкви приведено в соответствие с его видом в лермонтовское время. И здесь размещена экспозиция «Но чувство есть у нас святое...», которая позволяет показать религиозную культуру лермонтовской эпохи в её связях с жизнью и творчеством Лермонтова, раскрыть понятия веры и памяти в творчестве и судьбе поэта…

В 2007 году церковь была освящена. Каждый четверг и в праздники здесь проходят службы.

Особый интерес вызывают иконы XIX века и представленные в церкви метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 г. среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте «полугоду», а в 1821 г. семилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки, в книге за 1845 г. — запись о смерти Е.А. Арсеньевой.

ДОМ КЛЮЧНИКА

«На дворе в шагах во ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание о котором приводит в волнение все его престарелое существо», - писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.

Слуга поэта - Андрей Иванович Соколов - был подарен маленькому Лермонтову и всегда находился рядом со своим питомцем. После смерти поэта он получил вольную, но до самой смерти жил в Тарханах, в доме ключника.

Дом был восстановлен на прежнем фундаменте в 1968 году. Сейчас здесь открыта экспозиция «Русский народ, этот сторукий исполин…», рассказывающая об отношениях М.Ю. Лермонтова с тарханскими крестьянами, о роли простого народа в жизни России.

ЛЮДСКАЯ ИЗБА

Экспозиция в людской избе продолжает тему «Русский народ, этот сторукий исполин…».

Роман «Вадим», поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», стихотворения «Бородино», «Предсказание», «Родина», в которых Лермонтов обращается к истории, помогают раскрыть эту тему.

Кроме традиционной экспонатуры (предметы быта XIX в., издания произведений, иллюстрации) в этой экспозиции применена аудиовизуальная система, включающая в себя слайды, фонограмму, приемы световой и цветовой выразительности.

УСАДЬБА

С именем Лермонтова Тарханы связаны с конца XIX века. В 1794 г. это имение приобрели его дед и бабка - Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы. В излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено основание усадьбы, которую устроили по всем правилам тогдашнего усадебного строительства. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний.

По плотине Среднего пруда можно выйти на высокий холм, где откроется нечто особенное - «траншеи» - место военных игр будущего поэта.

В начале XIX века барский дом делил усадьбу на две части: парадную и хозяйственную. При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей.

Пруды, рощи и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивают его стройность и строгость. Искусственные декоративные элементы усиливаются естественными.

На юге Круглый сад соединяется с Дубовой рощей и образует единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастирует с широкой равниной, протянувшейся до Долгой рощи.

Дальний сад представляет собой в плане квадрат. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре, где стоит деревянная беседка.

По западному склону от барского дома террасами пролегают аллеи парка.

СЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЧАСОВНЯ

Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта Е.А. Арсеньевой. В 1826 году началось строительство церкви Михаила Архистратига.

М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск.

Строительство церкви было завершено в 1839 году. Освящение состоялось в 1840 году.

Вероятно, в церкви Михаила Архистратига 21 апреля 1842 года на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с телом М.Ю. Лермонтова для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. 

Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: «Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841». Слева от него памятник матери поэта, со сломанным якорем на кресте. На памятнике надпись: «Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней».

Справа - памятник деду, М.В. Арсеньеву (1768-1810).

Слева под окном установлена плита, удостоверяющая, что здесь похоронена Е.А. Арсеньева.

АПАЛИХА

От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение «милой тетеньки» М.А. Шан-Гирей. Издалека видны кроны вековых лип апалихинского парка. Время почти не изменило пейзаж. Далеко в полях теряется степная речка Марарайка, по обе стороны дороги, ведущей в Апалиху, желтеют нивы, также чист и прозрачен родник в парке...

Благодаря апалихинским родственникам до нас дошли рукописи Лермонтова, среди них копия «Панорамы Москвы», драма «Люди и страсти», поэмы «Черкесы» и «Боярин Орша», а также учебники, тетради, записи лекций, рисунки и картины поэта, платки матери и бабушки, «Маскарадная книга», в которую М.Ю. Лермонтов вписывал посвящения своим московским знакомым.

Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы, по-новому прочитываются баллады «Тростник», «Русалка»...

Режим работы музея: 

С 1 октября по 30 апреля: I-ый комплекс (барский дом, дом ключника, людская, церковь Марии Египетской) – с 09:00 до 16:30; II-ой комплекс (Церковь Михаила Архистратига и часовня) – с 10:00 до 17:00. Вход на территорию музея для прогулки по паркам и садам до 18:00.

С 1 мая по 30 сентября: I-ый комплекс (барский дом, дом ключника, людская, церковь Марии Египетской) – с 09:00 до 18:00 (по субботам до 20:00); II-ой комплекс (Церковь Михаила Архистратига и часовня) – с 10:00 до 18:00 (по субботам до 20:00). Вход на территорию музея для прогулки по паркам и садам до 21:00.

Сувенирная лавка – с 09:30 до 16:30, по субботам с 09:00 до 17:00.

Выходной день – вторник, последний четверг месяца – санитарный день.

Фотогалерея
Где находится